Назад

Логика на уроках информатики


Аналогия

Цели:

Предварительная работа:

I. Краткая историческая справка

Аналогия - старинное понятие, известное уже греческой науке и средневековому мышлению. И уже в древности было замечено, что уподобляться друг другу, соответствовать и быть сходными по своим свойствам могут не только предметы, но и отношения между ними. Кроме деления аналогий на эти два вида — свойств и отношений, — умозаключения по аналогии по характеру вывод¬ного знания (по степени достоверности заключения) можно разделить на три вида:

  1. строгая аналогия, которая дает достоверное заключение;
  2. нестрогая аналогия, дающая вероятное заключение;
  3. ложная аналогия, дающая ложное заключение.

Существует интересный способ рассуждения, требующий не только ума, но и богатого воображения, исполненный поэтического полета, но не дающий твердого знания, а нередко просто вводящий в заблуждение. Этот способ очень популярный - умозаключение по аналогии. При таком рассуждении знания, полученные из рассмотрения одного предмета, переносится на другой менее изученный предмет. Этот и есть умозаключение по аналогии. Чтобы избежать ошибок при выводах о каком-либо предмете, необходимо соблюдать правила поиска аналогий.

II. Новый материал

Т.о. термин «аналогия» означает сходство двух предметов (или двух групп предметов) в каких-либо свойствах или отношениях. Например, Земля (модель) и Марс (прототип) сходны в том отношении, что они вращаются вокруг Солнца и вокруг своей оси и потому имеют смену времен года, смену дня и ночи. По аналогии умозаключаем, что, возможно, и на Марсе есть жизнь. Посредством аналогии осуществляется перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Посылки отно¬сятся к модели, заключение — к прототипу.

Схема аналогии свойств в традиционной логике такова:

Аналогия — умозаключение о принадлежности предмету опре¬деленного признака (т. е. свойства или отношения) на основе сходства в признаках с другим предметом.

Задание №1 для учащихся. Назвать однокоренные слова к слову «аналогия» и по словарям найти значение этих слов (работа по группам). На доске каждая из групп выписывает найденные слова. Аналогия (гр. analogia) –
  1. сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями;
  2. форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

    Аналогичный (гр. analogikos)– сходный, подобный. Аналог (гр. analogos)– нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию.

    Задание №2 для учащихся. По каждому из выписанных определений привести пример.

    Задание №3 для учащихся. (по рабочим тетрадям) «Общее – частное; частное - общее» ст. 3.

    Могущество аналогии, освобожденной от груза «предметности», необычайно велико. Используя её, можно становить неограниченное число черт сходства между самыми отдалёнными областями. Выявляемые при этом подобия будут не массивными, зримыми подобиями вещей самых по себе, а более тонкими сходствами их отношений. Аналогия отношений, способная сопоставить и сблизить все что угодно, является мощным оружием человеческого мышления, требующим, однако, особой осторожности и рассудительности при его применении. В умелых руках такая аналогия может стать средством глубоких, опережающих своё время прозрений или ярких, поэтических образов, заставляющих увидеть мир в новом свете и в необычном ракурсе. При поверхностном применении аналогия отношений превращается в орудие безудержной, непродуктивной фантазии, обрывающей связи с реальным миром и пренебрегающей существующими в нем связями и отношения. Ученые XVII века любили сопоставлять человеческое тело земным шаром: кожа человека – это поверхность земли, его кости – скалы, вены – большие потоки, а семь главных частей тела соответствуют семи металлам. Подобные аналогии не просто бесполезны, но, хуже того, вредны. Они опутывают объекты, нуждающиеся в исследовании, густой паутиной надуманных, вычурных и совершено пустых конструкций, внушают иллюзию ясности и понятности того, что еще только предстоит изучить. Таким образом, при построении аналогии важно не столько обилие сходных черт объектов, сколько характер связи этих черт с переносимыми признаками. Специалисты по логике и моделированию говорят, что если выводы по аналогии относятся к абстрактным предметам, подобным числам или геометрическим фигурам, то при определенных условиях аналогия может все-таки привести к достоверному заключению. Это происходит в том случае, если установлено строгое соответствие между элементами двух сравниваемых систем, а также операциями, свойствами и отношениями, характерными для данных систем.

    III. Открытия и изобретения по аналогии

    См. стр. 143-147 А.А. Ивин, « Искусство правильно мыслить»

    IV. Русский язык и аналогия

    Например, рассуждение по аналогии лежат в основе многих художественных произведений:

    • русская народная сказка «Три зятя»;
    • повесть Л.Н. Толстого «Холстомер» в «История лошади»;
    • стихотворение М. Ломоносова «Рассказ повара»;
    • отрывок из романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ»;
    • в романе М. Сервантеса «Дон Кихот», главный герой по аналогии повторить поступки «книжных» героев.

    V. Работа за компьютером

    Загрузить компьютерную программу «Аналогия -1»

    VI. Подведение итогов

    Оценка выставляется учащимся, которые справились с заданием на «4» или «5», так как тема новая.

    VII. Домашняя работа

    Дома составить ребус к слову, которое имеет несколько смысловых значений. Например, девичья коса, коса – орудие труда, косить сено.

    Титульный лист
    Hosted by uCoz