Технология преподавания логики в курсе информатики
как условие модернизации образования.
26.09.02 г. по результатам городского конкурса проектов культурно-образовательных инициатив «ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТА – XXI ВЕКУ» директор департамента образования и науки Стрельцова Н.Я. и директор МОУ дополнительного образования «Центр развития образования» Семковская И.П. вручили Дзюбину Ю.Н., Башмаковой Н. А., Пичугиной М.А. СЕРТИФИКАТ, удостоверяющий право на реализацию программы образовательной инициативы. | |
За прошедшее десятилетие в системе образования России произошел целый ряд прогрессивных структурных и фундаментальных изменений. Существенно обогащено содержание общего образования в области некоторых предметов в том числе и информатики. Но неизменно перед каждым ОУ стояли и будут стоять три вопроса:
Вопрос «Зачем учить?» ставит общество, выдвигая требования к социальной значимости выпускников школ. Общественные процессы, бурное развитие технологий, потребность в своевременном владении информацией, умение анализировать и классифицировать информацию – это то основное что формирует основу вопроса «Зачем учить?». Введение курса «Логика на уроках информатики» является одним из направлений модернизации программы по информатике, в традиционном курсе по информатике для общеобразовательных учреждений, которая рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в линию «Системы счисления» включена тема: «Основы логики», которая является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Наш коллектив учителей информатики гимназии №2 Пичугина М.А., Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., поставив перед собой цель изучить «Формальную логику» в 1-5 классах, применить полученные знания на уроках в 6-9 классах, изучить основы о «Алгебре логики», реализовали технологию преподавания, в которой соединили науку с практикой. Содержание курса «Логика на уроках информатики» построена на информации различных учебно-методических пособий и дополнено программно-методическими разработками учителей: Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., Пичугина М.А. В данном курсе:
В 1994г. под руководством Хозиева В.Б. (кандидат психологических наук, доцент, декан факультета «Психологии» и зав. кафедрой «Клинической психологии» СурГУ) для 3-5 класса создали первый комплекс компьютерной поддержки курса «В гостях у Сократа», «В гостях у Аристотеля», «В гостях у Диогена Лаэртского». В настоящее время этот курс апробирован, дополнен и состоит из комплекса, который создали учителя информатики гимназии №2 (Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., Пичугина М.А.):
Наш курс, опираясь на программно-методический комплекс «Информационная культура» Ю.А. Первина, направлен на решение основных проблем:
В методике курса предусмотрено активное вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-творческую деятельность через систему практических заданий, проектных работ, сообщений, оформления презентаций и т. п. |
Таким образом, создав программу «Логика на уроках информатики», которую апробировали и реализовали её в рамках нашей гимназии, наш коллектив решил вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Своим опытом работы мы поделились 26.05.01 с учителями г. Ханты–Мансийска - «ДНИ СУРГУТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ». 21.11.01. в г. Тобольске в рамках ВСЕРОССИЙСКОЙ конференции «ТРИ ВЕКА СИБИРСКОЙ ШКОЛЫ» провели мастер–класс для учителей ОУ и преподавателей ВУЗов. | |
Вопрос «Как учить?» - это деятельность учителя. Он выбирает программу, определяет формы урока, методы объяснения, закрепления и контроля. В гимназии предусматривается иное содержание, более углубленное, профильно-ориентированное обучение, поэтому данная технология легко вписывается в образовательную систему. Общество информационных технологий или, как его называют, постиндустриальное общество, в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые технологии направлены на вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс обучения, умение применять на практике полученные знания и четко осознавать где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, т.е. каждому учащемуся очевиден вопрос «Зачем учить?»
Башмакова Н.А., методист ИТ учителей информатики. |