Логика на уроках информатики



Назад

Технология преподавания логики в курсе информатики
как условие модернизации образования.

26.09.02 г. по результатам городского конкурса проектов культурно-образовательных инициатив «ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТА – XXI ВЕКУ» директор департамента образования и науки Стрельцова Н.Я. и директор МОУ дополнительного образования «Центр развития образования» Семковская И.П. вручили Дзюбину Ю.Н., Башмаковой Н. А., Пичугиной М.А. СЕРТИФИКАТ, удостоверяющий право на реализацию программы образовательной инициативы.


Роль учителя в модернизации образования занимает одно из ключевых мест. Особенно это касается модернизации программы по информатике. Каждая семья в настоящее время в состоянии обеспечить своего ребёнка персональным компьютером. В последние годы в школу поступают учащиеся, которые имеют навыки работы с ПК. Т.о., необходимо гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный опыт. Так например, некоторые темы в программе пересматриваются ежегодно, в зависимости от набора учащихся. С другой стороны, ПК является инструментом и необходимо учитывать межпредметную связь и его применение на других уроках.

За прошедшее десятилетие в системе образования России произошел целый ряд прогрессивных структурных и фундаментальных изменений. Существенно обогащено содержание общего образования в области некоторых предметов в том числе и информатики. Но неизменно перед каждым ОУ стояли и будут стоять три вопроса:

  • Зачем учить?
  • Чему учить?
  • Как учить?

Вопрос «Зачем учить?» ставит общество, выдвигая требования к социальной значимости выпускников школ. Общественные процессы, бурное развитие технологий, потребность в своевременном владении информацией, умение анализировать и классифицировать информацию – это то основное что формирует основу вопроса «Зачем учить?».

Введение курса «Логика на уроках информатики» является одним из направлений модернизации программы по информатике, в традиционном курсе по информатике для общеобразовательных учреждений, которая рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в линию «Системы счисления» включена тема: «Основы логики», которая является одной из самых актуальных на сегодняшний день.

Наш коллектив учителей информатики гимназии №2 Пичугина М.А., Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., поставив перед собой цель изучить «Формальную логику» в 1-5 классах, применить полученные знания на уроках в 6-9 классах, изучить основы о «Алгебре логики», реализовали технологию преподавания, в которой соединили науку с практикой.

Содержание курса «Логика на уроках информатики» построена на информации различных учебно-методических пособий и дополнено программно-методическими разработками учителей: Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., Пичугина М.А.

В данном курсе:

  • соблюдается последовательность и систематичность;
  • сочетается изучение теоретического материала с решением задач по каждой теме в ходе её изучения.

В 1994г. под руководством Хозиева В.Б. (кандидат психологических наук, доцент, декан факультета «Психологии» и зав. кафедрой «Клинической психологии» СурГУ) для 3-5 класса создали первый комплекс компьютерной поддержки курса «В гостях у Сократа», «В гостях у Аристотеля», «В гостях у Диогена Лаэртского». В настоящее время этот курс апробирован, дополнен и состоит из комплекса, который создали учителя информатики гимназии №2 (Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., Пичугина М.А.):

  • методическое пособие для учителя;
  • учебные тетради для учащихся с 1 по 5 класс;
  • демонстрационный материал «Логика в таблицах» с 1 по 6 класс;
  • компьютерная поддержка c 1 по 9 класс;
  • контрольные и самостоятельные работы в карточках с1 по 11 класс;
  • компьютерные программы в виде кроссвордов и тестов с 1 по 11 класс.

Наш курс, опираясь на программно-методический комплекс «Информационная культура» Ю.А. Первина, направлен на решение основных проблем:

  • воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать в жизненной ситуации;
  • ввести учащихся в мир основных принципов и операций человеческого мышления, изучаемых формальной логикой;
  • создать основу для преподавания алгоритмизации, программирования, моделирования в старших классах.

В методике курса предусмотрено активное вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-творческую деятельность через систему практических заданий, проектных работ, сообщений, оформления презентаций и т. п.


Таким образом, создав программу «Логика на уроках информатики», которую апробировали и реализовали её в рамках нашей гимназии, наш коллектив решил вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Своим опытом работы мы поделились 26.05.01 с учителями г. Ханты–Мансийска - «ДНИ СУРГУТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ». 21.11.01. в г. Тобольске в рамках ВСЕРОССИЙСКОЙ конференции «ТРИ ВЕКА СИБИРСКОЙ ШКОЛЫ» провели мастер–класс для учителей ОУ и преподавателей ВУЗов.
Вопрос «Как учить?» - это деятельность учителя. Он выбирает программу, определяет формы урока, методы объяснения, закрепления и контроля. В гимназии предусматривается иное содержание, более углубленное, профильно-ориентированное обучение, поэтому данная технология легко вписывается в образовательную систему. Общество информационных технологий или, как его называют, постиндустриальное общество, в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые технологии направлены на вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс обучения, умение применять на практике полученные знания и четко осознавать где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, т.е. каждому учащемуся очевиден вопрос «Зачем учить?»

Башмакова Н.А., методист ИТ учителей информатики.


Титульная страница
Hosted by uCoz