Назад

Логика на уроках информатики


Актуализация курса

В традиционном курсе «Информатика» для общеобразовательных учреждений, который рекомендован Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в линию «Системы счисления» включена тема: «Основы логики», которая является одной из самых актуальных на сегодняшний день. А что предшествует этой теме? Где база знаний для восприятия этой темы? Ведь прежде чем говорить о «Алгебре логики», следует изучить «Формальную логику». Наш коллектив учителей информатики гимназии №2, поставив перед собой цель изучить «Формальную логику» в 1-5 классах, применить полученные знания на уроках в 6-9 классах, изучить основы «Алгебры логики», создали курс, в котором соединили науку с практикой.

В данном курсе:

В 1994г. под руководством Хозиева В.Б. (кандидат психологических наук, доцент, декан факультета «Психологии» и зав. кафедрой «Клинической психологии» СурГУ) для 3-5 классов создали первый комплекс компьютерной поддержки курса «В гостях у Сократа», «В гостях у Аристотеля», «В гостях у Диогена Лаэртского». В настоящее время этот курс апробирован, дополнен и состоит из комплекса, который создали учителя информатики гимназии №2 (Дзюбин Ю.Н., Башмакова Н.А., Пичугина М.А.):

Элементы логики имеют место во всех предметных уроках школьного курса. В непрерывном курсе по информатике элементы логики принимают другое направление - межпредметная связь. На уроках математики со 2-го класса изучаются темы: «Множества», «Элементы логики», «Математическая модель», автор учебника Л.Г. Петерсон. Работа в микро группах, работа над проектом не может уложиться в строгий регламент урока. Поэтому на уроках информатики мы используем гибкую форму организации занятий, т.е. планируем уроки таким образом, чтобы темы, изучаемые на уроках информатики, математики и спец. курса «шагали в ногу». (Примеры приведены в конспектах уроков: «Множества», «Круги Эйлера», «Аналогии», «Высказывания. Истина. Ложь», «Отрицание высказываний» и др.) Только при такой тесной межпредметной связи обучающиеся могут получить хорошие результаты, т. к. для них:

Понимание - один из основных видов сложной мыслительной деятельности, заключающейся в раскрытии существенного в предметах и явлениях действительности. Процесс понимания - системный по своему характеру, он происходит в результате взаимодействия частей и целого. Чтобы понять нечто, надо располагать «предпониманием» целого, а затем перейти к изучению его частей. Последующий синтез знаний о частях будет способствовать более полному и глубокому пониманию целого: включение в него знаний о частях будет расширять горизонт понимания. Системный подход лежит в основе нашей технологии преподавания «Логика на уроках информатики», т. е. постепенное погружение с 1 по 9 класс, которое позволяет включить каждого обучающегося в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, дает возможность в большей степени ему (обучающемуся) самореализоваться.

Такой подход гарантирует каждому обучающемуся освоение не только стандарта образования, но и продвижение на более высокий уровень обучение. Ожидаемый результат - включение каждого обучающегося в проектную работу, т. е. осмысление и применение полученных знаний на практике. Результат: созданные учащимися компьютерные программы: «Кроссворды», Аналогии», «Эрудит» и другие. См. Перечень компьютерных программ созданных учащимися.


Титульный лист
Hosted by uCoz